четверг, 5 декабря 2019 г.

Лексическая тема: Зима.Зимующие птицы.

           Лексическая тема: Зима.Зимующие птицы. 





Дети должны усвоить: свойства снега (белый, холодный, рассыпчатый, тает); понятие о 
снегопаде, снежинках, морозе; основные признаки зимы.
  •        Лексико-грамматические игры и упражнения
       «Ответь правильно». Развитие умения отвечать на вопросы логопеда.
Снег белый или синий?
Лед твердый или мягкий?
Снег капает или идет?
Зимой бывает снегопад или листопад?
Лед скользкий или шершавый?
На улице мороз или жара?
Зимой одеваемся тепло или легко?
Снеговика лепят или строят?
На коньках катаются или качаются?
       « Что лепили дети " Составление предложений по картинкам.
       Предварительно на прогулке воспитатель с детьми по зада­нию логопеда лепят из снега 
различные предметы. Дети вспоминают, что они лепили. Логопед помогает картинками.
Дети лепили снежки.
Дети лепили снеговика.
Дети лепили куклу.
Дети лепили горку.
Дети лепили крепость.
Дети лепили машину.
Дети лепили снегурочку.
Дети лепили кролика.

Старший  дошкольный возраст
             Родителям рекомендуется.
     Пойти вместе с ребенком на прогулку в парк или на улицу, чтобы понаблюдать за птицами, показать ребенку зимующих птиц: снегиря, синицу, голубя, воробья, ворону, галку, сороку, дятла, клеста. При этом следует обратить внимание ребенка окраску птиц, характерные внешние признаки (хвост, клюв, расцветка перьев, величина), объяснить, что эти птицы не улетают на зиму, а остаются зимовать.
       Рассказать, где они живут и чем питаются; Обратить внимание ребенка на то, какие птицы часто прилетают во двор.
       Провести беседу с ребенком о бережном отношении к птицам, о необходимости помощи птицам зимой. Желательно покормить птиц вместе с ребенком.
Предметный словарь.
Существительные:  голубь, сорока, ворона, воробей, синица, снегирь, сова, дятел, поползень, сойка, куропатка, свиристель, овсянка, рябчик, тетерев, глухарь, кормушка, клюв, лапки, когти, гребень, бородка,  крылья, перья, пух, санитар.
Глаголы: летать, искать, кормиться, клевать, махать, прыгать, ворковать, каркать, чирикать, нахохлиться.
Прилагательные: зимующие, нежный (пух), грубые (перья), красногрудый (снегирь), перелетные (птицы).
Наречия: высоко – низко, далеко – близко,  громко – тихо.

Дидактические игры.
   Один – много. (образование множественного числа существительных): ворона – вороны, снегирь - ... , галка - ... , воробей - ....
Назови ласково. (упражнение в словообразовании):
воробей - воробушек, воробьишко; галка - ... , снегирь - ... , синица - ... .
Счет птиц. (закрепление согласования числительных с существительными)
Один воробей, два воробья, …, пять воробьев.
Первая ворона, вторая ворона, .. , пятая ворона;
первый голубь, второй голубь, ... , пятый голубь.
Кто как голос подает? (образование глаголов)
Ворона - «кар-кар» - она каркает,
воробей - ....
Подбери признак. (согласование существительных с прилагательными)
ворона (какая?) - ... , голубь (какой?) - ... , снегирь (какой?) - ... ,синица(какая?)
Угадай птицу по описанию. Я сегодня видел на улице птицу: маленькая, грудка розовая, сидит на ветке как яблочко. Кто это? (Снегирь)
Сравни птиц с людьми и животными.
у человека - дети, а у птицы - птенцы. у животных - шерсть, а у птиц - ...
У человека - нос, а у птицы - ... у кошки - лапы, а птицы- ...
Исправь ошибки.
Черный ворона - черная ворона.         Снегирь клевала хлеб. - ...
Белый сова -                                       Сорока сидел_ на заборе. - ...
Серое голубь -                                       Ворона чирикала на солнышке. - ...
     Составить описательные загадки о зимующих птицах.
Эта птица маленькая. У нее короткие крылышки, короткие ножки, спинка коричневая, на крыльях светлые полоски. Целый день чирикает и прыгает….
Четвертый лишний.    Синица, воробей, грач, снегирь.
Снегирь, синица, кормушка, голубь.
Дятел, щегол, свиристель, барсук.
     Пересказ рассказа «Кормушка».
Увидали дети зимой у школы птиц. Кинули им крошки хлеба. Птицы сначала боялись, а потом склевали весь хлеб. На другой день птицы опять прилетели. Дети взяли ящик, повесили на сук и насыпали зерен. Вышла кормушка. Дети кормили птичек до весны.
Подобрать родственные слова.
Корм - кормить, кормушка, накормленный, кормление (птица).
Какое слово не подходит?Голубь, голубок, голубизна, голубка, голубятня.
Сова, совушка, совет, совята, совиный.
Развитие мелкой моторики.                                                                                  
            Филин          
Сидит филин на суку
И кричит бу-бу-бу:-бу.
Руки в кулачок, прижаты.
Большие пальчики – вверх (ушки),
указательные пальцы вместе:
 они выставлены на вас (нос).
                                                  Птичка                                                                  
 Пальчики - головка,  
Крылышки - ладошка.
Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы головка, остальные сомкнутые пальцы - крылья. Помахать ими.
Птенчики в гнезде.                        
Птичка крылышками машет и летит к себе в гнездо.
Птенчикам своим расскажет, где она взяла зерно.
Обхватить все пальцы правой руки левой ладонью и ими шевелить.
Мимические упражнения.
Изобразить птиц в морозный день.  «Ой, холодно! Ой, как зябнут ножки!»
Выразить мимикой состояние голодный и замерзающих птиц.
Передать эмоциональное состояние: вы сочувствуете птицам, жалеете их.
Изобразить воробья, попавшего в лапы к кошке. Показать: вы рассердились на кошку.
Кошка отпустила воробья. Изобразить: вы пожалели воробья.
Упражнения для губ и щек.
Клювы разных птиц. Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед.
Мама-птица прогоняет от птенцов куницу. Всасывать верхнюю губу под нижнюю, а потом резко выбрасывать ее при раскрытом рте (чмоканье).
Упражнения для языка.
Птенчики ждут пищу. Сделать из языка «чашечку» и удерживать ее под счет до «шести».
Очень вкусная пища! Присасывать «широкий» язык к нёбу, затем произносить звук а.
  Дятел
Я по дереву стучу,
Червяка добыть хочу.
Хоть и скрылся под корой,
Все равно он будет мой.
Поднять язык за верхние зубы и постучать произнося: «Тдд-тддтдд-тдд».
Развитие речевого дыхания и голоса.
Птицы поют. Удод: «Уп-уп-уп-уп».
 Щегол: «Пить-пиль-пить».
Снегирь: «Фью-фЬю-фью». 
Осоед: «Кине-е-кине-е».

Выучите и отгадайте загадки с детьми.
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют.
Не боится он простуды -
С первым снегом тут как тут. (Снегирь)

Все время стучит, деревья долбит,
Но их не калечит, а только лечит. (Дятел)
В серой шубке перовой
И в морозы он герой
Скачет, на лету резвится, -
Не орел, - а все же птица.
                  (Воробей)


3 комментария:

Краснодар-мой город.

 Мой родной город- Краснодар. 1. Поговорите с ребенком о Краснодаре Наша Малая Родина - Кубань или Краснодарский край, а столица Кубани - К...