воскресенье, 29 сентября 2019 г.

Учимся навыку анализа и синтеза


Формирование навыков языкового анализа и синтеза у старших дошкольников


По формированию навыков языкового анализа и синтеза проводится систематическая работа в следующих направлениях:

·         формирование навыка анализа структуры предложения,
·         формирование навыка слогового анализа и синтеза;
·         формирование навыков фонематического анализа и синтеза.
Формирование навыка анализа структуры предложения
С целью формирования умения определять количество, последовательность и место слов в предложении рекомендуются следующие задания:
1. Придумать предложение по сюжетной картинке и определить количество слов в нем.
2. Придумать предложение с определенным количеством слов.
3. Распространить предложение, увеличив количество слов.
4. Составить предложения по нескольким картинкам, на которых изображен один и тот же предмет в различных ситуациях.
 Например, дети придумывают предложения со словом береза:
Береза растет около дома. На березе появились листочки. 
5. Составить предложение из слов, данных в беспорядке.
6. Определить место слов в предложении (какое по счету указанное слово).
7. Составить графическую схему данного предложения и придумать по ней предложение.
 Формирование навыка слогового анализа и синтеза
В процессе формирования  слогового анализа и синтеза важно учитывать поэтапность формирования умственных действий. Вначале работа ведется с опорой на вспомогательные средства, материализацию действия. В дальнейшем слоговой анализ и синтез осуществляется в плане громкой речи. На последующих этапах логопедической работы становится возможным перенос этого действия во внутренний план, осуществление его на основе слухопроизносительных представлений.
При формировании действия слогового анализа с опорой на внешние вспомогательные средства предлагаются следующие задания:
·         отхлопать или отстучать слово по слогам,
·         сопровождать произнесение слова по слогам движением руки справа налево и слева направо.
 Используется также прием восприятия тыльной стороной ладони движений нижней челюсти. Этот прием основан на том, что гласные звуки в отличие от согласных произносятся с большим раскрытием ротовой полости и большим опусканием нижней челюсти. Количество движений нижней челюсти соответствует количеству слогов и гласных в слове.
В процессе развития слогового анализа в речевом плане важным является умение выделять гласные звуки слова. Дети должны усвоить основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Опора на гласные звуки позволяет устранить и предупредить  такие ошибки чтения и письма, как пропуски гласных или их добавления.
С целью более успешного формирования умения определять слоговой состав слова с опорой на гласные необходима предварительная работа по дифференциации гласных и согласных, выделению гласного звука на фоне слова и выделению гласных звуков из слова.
 Логопедическая работа по дифференциации гласных и согласных начинается с уточнения представлений об этих звуках, о различии их акустических и произносительных признаков. Уточняется, что гласные и согласные звуки отличаются по способу артикуляции. При произнесении гласных воздушная струя не встречает преграды, проходит свободно. При произнесении же согласных звуков воздушная струя встречает на своем пути преграду в виде смычки щи щели. Гласные и согласные звуки отличаются и по характеру звучания. Гласные звуки состоят только из голоса, согласные – либо  только из шума, либо шума и голоса.
Гласные можно петь. И, наконец, важно обратить внимание на то, что гласные образуют слог, являются слогообразующими звуками.
Для закрепления дифференциации изолированных звуков используется следующий прием: логопед называет гласные и согласные звуки - дети поднимают сигнальные карточки соответствующего цвета.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Краснодар-мой город.

 Мой родной город- Краснодар. 1. Поговорите с ребенком о Краснодаре Наша Малая Родина - Кубань или Краснодарский край, а столица Кубани - К...