Формирование навыков языкового анализа и синтеза у старших дошкольников
По формированию навыков языкового анализа
и синтеза проводится систематическая работа в следующих
направлениях:
·
формирование навыка анализа структуры предложения,
·
формирование навыка слогового анализа и синтеза;
·
формирование навыков фонематического анализа и синтеза.
Формирование навыка анализа структуры
предложения
С целью формирования умения определять
количество, последовательность и место слов в предложении рекомендуются
следующие задания:
1. Придумать предложение по сюжетной
картинке и определить количество слов в нем.
2. Придумать предложение с определенным
количеством слов.
3. Распространить предложение, увеличив
количество слов.
4. Составить предложения по нескольким
картинкам, на которых изображен один и тот же предмет в различных ситуациях.
Например, дети придумывают
предложения со словом береза:
Береза растет около дома. На березе появились листочки.
5. Составить предложение из слов, данных в
беспорядке.
6. Определить место слов в предложении
(какое по счету указанное слово).
7. Составить графическую схему данного
предложения и придумать по ней предложение.
Формирование навыка слогового анализа и
синтеза
В процессе формирования слогового
анализа и синтеза важно учитывать поэтапность формирования умственных действий.
Вначале работа ведется с опорой на вспомогательные средства, материализацию
действия. В дальнейшем слоговой анализ и синтез осуществляется в плане громкой
речи. На последующих этапах логопедической работы становится возможным перенос
этого действия во внутренний план, осуществление его на основе
слухопроизносительных представлений.
При формировании действия слогового
анализа с опорой на внешние вспомогательные средства предлагаются следующие
задания:
·
отхлопать или отстучать слово по слогам,
·
сопровождать произнесение слова по слогам движением руки справа налево и
слева направо.
Используется также прием восприятия
тыльной стороной ладони движений нижней челюсти. Этот прием основан на том, что
гласные звуки в отличие от согласных произносятся с большим раскрытием ротовой
полости и большим опусканием нижней челюсти. Количество движений нижней челюсти
соответствует количеству слогов и гласных в слове.
В процессе развития слогового анализа в
речевом плане важным является умение выделять гласные звуки слова. Дети должны
усвоить основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько
гласных звуков. Опора на гласные звуки позволяет устранить и предупредить
такие ошибки чтения и письма, как пропуски гласных или их добавления.
С целью более успешного формирования
умения определять слоговой состав слова с опорой на гласные необходима
предварительная работа по дифференциации гласных и согласных, выделению
гласного звука на фоне слова и выделению гласных звуков из слова.
Логопедическая работа по
дифференциации гласных и согласных начинается с уточнения представлений об этих
звуках, о различии их акустических и произносительных признаков. Уточняется,
что гласные и согласные звуки отличаются по способу артикуляции. При произнесении
гласных воздушная струя не встречает преграды, проходит свободно. При
произнесении же согласных звуков воздушная струя встречает на своем пути
преграду в виде смычки щи щели. Гласные и согласные звуки отличаются и по
характеру звучания. Гласные звуки состоят только из голоса, согласные – либо
только из шума, либо шума и голоса.
Гласные можно петь. И, наконец, важно
обратить внимание на то, что гласные образуют слог, являются слогообразующими
звуками.
Для закрепления дифференциации
изолированных звуков используется следующий прием: логопед называет гласные и
согласные звуки - дети поднимают сигнальные карточки соответствующего цвета.
Комментариев нет:
Отправить комментарий