МАССАЖ    ЯЗЫКА    С    ПОМОЩЬЮ
   ЗУБНОЙ    ЩЁТКИ
 (по Поздняковой Л.А., переработанный и
дополненный Дубининой Т.А.)
Оборудование: индивидуальная зубная щётка, салфетка для фиксации
языка
Ребёнка усадить, сделать «лопаточку» (логопед салфеткой удерживает кончик языка ребёнка)
1.          
«Язычок проснулся
и потянулся»        
Тыльной стороной щётки 
водить от середины  языка   к кончику
    
2.          
«Солнышко»                    
Щёткой водить по направлениям от центра  к периферии (не задевать корень языка!)
3.     «Ёлочка»              
            
Сначала водить щёткой 
по длине языка, потом по боковым  
краям языка от центра   к
периферии   
                                         
 
4.     «Ветер дует вправо»   
    
Водить щёткой  горизонтальными  линиями слева направо
5.    
«Дым идёт из
трубы»      
Зигзагообразные
движения щёткой по поверхности языка от корня к кончику
     
6.     «Ветер дует влево»        
Водить щёткой  горизонтальными   линиями справа налево                                          
   7.     «Капает дождик»                   Поколачивать по языку щетинкой щётки
         
    8.     «Листики падают с деревьев»      Поколачивать по языку тыльной
                                                                     стороной щётки
         
9.        «Большая лужа
»                  
Тыльной стороной щётки водить по   часовой стрелке от середины  
языка   к краям
«Осенняя
сказка»
Проснулся
Язычок, потянулся (упражнение № 1).
Выглянул
Язычок в окошко – солнышко   светит!  (упражнение № 2)
Под окном
росла ёлочка, с пушистыми ветвями 
(упражнение № 3).
Вдруг подул
сильный ветер, и ёлочка наклонилась вправо (упражнение № 4).
Видит Язычок
дым идёт из печной трубы (упражнение № 5).
Вдруг ветерок
подул влево, и ёлочка наклонилась влево (упражнение № 6).
Солнышко
спряталось за тучку,  и пошёл сильный
дождь  (упражнение № 7).
Падают на
землю осенние листики (упражнение № 8).
Дождь
идёт,  и под окном разлилась большая лужа
(упражнение № 9).
«Зимняя
сказка»
Проснулся
Язычок и нежится в постельке (упражнение № 1).
Выглянул
Язычок  в окошко – снег идёт (упражнение
№ 7).
Вышел Язычок
на прогулку, а на улице ветер дует (упражнение № 4).
Видит Язычок
дым идёт из печной трубы (упражнение № 5).
Вдруг ветерок
подул влево, и дым  наклонился  влево (упражнение № 6).
Лужа под
окном замёрзла, стал Язычок кататься на ней 
(упражнение № 9).
А ещё во
дворе была большая горка (сделать языком «горку»).
Стал Язычок
на санях с горки кататься! (тыльной стороной щётки водить по «горке» сверху –
вниз).
Весь в снегу
Язычок!  
Стал он
варежками снег с шапки сбивать (упражнение № 8).
Почистил
Язычок свой комбинезон и пошёл домой 
(упражнение № 1).
Что такое логомассаж и зачем его назначают детям с речевыми проблемами, и можно ли его делать ребенку самостоятельно или обязательно нужно обращаться к логопеду.
Логопедический массаж - это эффективная технология, которая поможет ребенку
правильно произносить все звуки. Логопедический массаж включает в себя комплекс
специальных упражнений, в основе которых лежат определенные движения.
Систематически выполняя упражнения, специально составленные для конкретных
мышц, ребенок учится управлять мышцами лица и ротовой полости, поочередно
расслабляет и приводит их в тонус. В результате мышцы, отвечающие за
произношение разных звуков, становятся активными, приходят в тонус, начинают
продуктивно работать, обеспечивают необходимое качество звука.
Советы по выполнению логопедического массажа
·        
Для проведения процедуры взрослый должен получить консультацию логопеда.
Желательно первый раз самостоятельно выполнить массаж в присутствии
специалиста.
 
·        
Подходящее время: через 2 часа после еды.
 
·        
Подготовительный этап: проветривание помещения, выполнение гигиенических
процедур (мытье рук, умывания ребенка, полоскание рта).
 
·        
Поза ребенка: лежа или полусидя.
 
·        
Чередование упражнений для разных частей тела: губы, нижняя челюсть, язык,
нёбо.
 
·        
Чередование движений: поглаживание, похлопывание, пощипывание, смыкание
(для губ), движение по спирали, по зигзагу.
 
·        
Массаж начинают и заканчивают поглаживанием. В течение каждого сеанса
выполняют от 5 до 7 упражнений, повторяя каждое по 5-7 раз.
 
·        
Продолжительность сеанса: от 5 минут (начальный этап), с постепенным
увеличением до 15 - 20 мин. При проведении процедуры с младшими дошкольниками
(около 2-х лет) массаж выполняют не более 2-3 минут.
 
·        
Частота и график сеансов: по рекомендации врача, процедуру выполняют каждый
день или через день. Длительность курса - 10 - 20 сеансов. После перерыва (не
менее 3-х месяцев) курс можно повторить. В течение года разрешается выполнять
массаж 2 - 3 раза, проводя обязательные систематические консультации с врачом.
 
· Выполняя процедуру, внимательно следят за состоянием ребенка. Он не должен уставать, испытывать дискомфорт, неприятные или болезненные ощущения.


 
 
Как интересно, даже не знала, что при проблемах с речью нужен массаж. Большое Вам спасибо!!!
ОтветитьУдалитьСпасибо большое!
ОтветитьУдалить